Verification: f95181a8289964210da451df74152a6a Официальный сайт "Мемориальный комплекс жертвам репрессий”

Официальный сайт "Мемориальный комплекс жертвам репрессий”

8 (8732) 26-88-00 mkgr@mail.ru
img
ГлавнаяНовостиНовости компании

Новости

17 июля - День этнографа
День этнографа является одним из профессиональных праздников и чествует достижения этнографических школ и экспедиций. Этот праздник не получил официального статуса и не имеет определенных традиций, утвержденных общеизвестных мероприятий во время празднования.
Праздник этнографов отмечается в день рождения известного российского этнографа, великого ученого, антрополога, путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая 17 июля. Этот ученый осуществлял свою научную деятельность в середине 19-го столетия и внес весомый вклад в развитие этнографии и антропологии Российской Империи. Работы этого ученого стали основой для зарождающейся науки. Он создал более 200 научных трудов.
Праздник отмечают российские ученые этнографы и представители смежных профессий. При этом не играет роли к какой из этнографических школ относятся эти этнографы. Каждая школа имеет право считать этот праздник своим.
Деятельность ученых основывается на документарных свидетельствах, организации экспедиций к черте оседлости этносов, проживание вместе с изучаемыми народами.
Это дает возможность прочувствовать дух и культуру этноса и не нанести ему вреда.
История празднования дня этнографа пока насчитывает чуть более 50 лет. Сама инициатива праздника принадлежит Рудольфу Итса – основателю и руководителю кафедры этнографии и антропологии исторического факультета ЛГУ.
На данный момент нет определенных общепризнанных традиций празднования дня этнографа.
Этнография – молодая наука, которая занимается изучением этносов, народностей, общностей. В сфере интересов этнографии находится процесс возникновения этноса, история каждого отдельного народа. Изучается особенности места проживания каждого из этносов и как черта оседлости влияет на распорядок и жизненный уклад отдельной общности.
Важно для этнографии изучить исторически сложившийся уклад жизни и традиции. Среди перечня десяти заповедей этнографа была и такая, что нельзя навязывать народу, который изучает собственные культурные особенности. Этнографы должны наблюдать за жизнью народа, а не вмешиваться в их быт.
На основе полученных данных становится возможно наладить межэтнические связи с представителями этих народностей.
Этнограф должен быть влюблен в свою науку и обязан проявлять рвение и самоотдачу. Карьера и денежный успех должны быть на втором месте. Главное – правильно и самоотверженно служить научным достижениям, постоянно пополняя багаж знаний.

В этом году мы отмечаем 170 летие со дня рождения Чаха Эльмурзиевича Ахриева — первого ингушского просветителя и этнографа.

Чах Ахриев.jpg


Чах Эльмурзиевич Ахриев родился 10 мая 1850 г. в высокогорном ингушском ауле Фуртоуг, в семье старосты Джейрахского общества Эльмурзы Ахриева.
Мать Чаха Ахриева звали Дзали, и она была из ингушского рода Озиевых, выходцев из с. Г1елате (Гвилети). Чах был пятым ребенком в семье, старше него были четыре сестры
В 1857 г. в семилетнем возрасте Чах с двоюродным братом Саадулой был взят царской администрацией во Владикавказ как аманат (заложник) и отдан в военную кантонистскую школу.
Будучи учеником военно-кантонистской школы, Чах Ахриев изучал грамоту, овладевал русской речью. Все это удавалось ему постигать в полной мере благодаря тому, что он жил в семье русского офицера, взявшего его на воспитание. После окончания кантонистской школы в 1862 г. Чах Ахриев вместе с двоюродным братом Саадалой сыном Темурко поступает в третий класс Ставропольской гимназии.
Шесть лет, проведенные в стенах этой гимназии, отразились на жизни будущего ингушского просветителя. В гимназии им давали специальные задания по сбору и изучению исторических и фольклорных материалов народов Северного Кавказа. Выполнение этих заданий стало для Чаха Ахриева первым толчком к его историко-этнографическим изысканиям и публицистическим опытам.
В 1868 г. Чах Ахриев успешно окончил Ставропольскую гимназию и два года находился на родине — в Ингушетии. Он совершал поездки во все уголки края, погружался в изучение образа жизни, истории, этнографии, фольклора своего народа. Более того, его интересовала и история соседних народов.
Все работы Чаха Ахриева были опубликованы в изданиях: «Сборник сведений о кавказских горцах», «Терские ведомости».
В 1870 г. Чах Ахриев поступил в Нежинский лицей князя А.А. Безбородко. Нежинский лицей был открыт в 1820 г. и приравнивался к закрытым высшим учебным заведениям для детей дворян. Чах Ахриев окончил Нежинский лицей в 1874 г. и первым из ингушей получил высшее образование.
С 1874 г. Чах поступает на службу: он работает во Владикавказском окружном суде, а после — в Азербайджане, в городе Нуха (Елисаветпольская губерния).
Чах Ахриев, был женат на дочери Мочко Байсагуровича Базоркина Айши (Эши) Базоркиной из древнего ингушского рода Газдиевых. У Чаха и Эши было три сына и две дочери.
Длительное время он тяжело болел сахарным диабетом. Чах решил оставить службу и уехать домой. 28 сентября 1912 г. после многолетней службы он подает прошение об отставке, и его увольняют в чине коллежского советника. После этого он переезжает с семьей во Владикавказ. 29 апреля 1914 г. Чах Эльмурзиевич Ахриев умер и был похоронен в родном ауле Фуртоуг, согласно его завещанию.
Таковы были основные вехи жизненного пути ингушского просветителя Ч.Э. Ахриева.
Его имя носит Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук.
После него этнографический материал собирали Магомед Джабагиев, Мурад Базоркин, Макшарип Мужухоев, Нурдин Кодзоев, Султан Мерешков, Берснак Газиков, Марет Цароева, Зейнап Дзарахова, Танзила Дзаурова и др.
17.07.2020

Возврат к списку