Verification: f95181a8289964210da451df74152a6a Официальный сайт "Мемориальный комплекс жертвам репрессий”

Официальный сайт "Мемориальный комплекс жертвам репрессий”

8 (8732) 26-88-00 mkgr@mail.ru
img
ГлавнаяНовостиНовости компании

Новости

День памяти жертв трагических событий осени 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии

В результате многолетней борьбы лучших представителей ингушского народа за свою государственность в составе России, в июне 1992 г. был принят Закон РФ «О создании Ингушской Республики».

«Создание Ингушской Республики и восстановление ингушской государственности стали воплощением многолетних чаяний ингушского народа о своем национально-государственном самоопределении. Это была важнейшая веха исторического развития ингушского народа не только в XXвеке, но и всего новейшего периода ингушской истории.

Однако, уже в первые месяцы существования Ингушской Республики ее народу и лидерам пришлось столкнуться с самым тяжелым общенациональным испытанием с момента депортации 1944 г. Речь идет об этнической чистке в Пригородном районе и Владикавказе в октябре-ноябре 1992 г., которой предшествовала череда провокаций»[1].

Геноцид ингушей, проживающих в Пригородном районе и г. Владикавказе, названный осетино-ингушским конфликтом, заранее готовился руководством Осетии и для его осуществления постоянно шли провокации. По сообщению С.В. Белозерцева, «депортация и геноцид готовились заранее, [о них] не могли не знать ни Министерство безопасности Северной Осетии, ни Министерство безопасности Российской Федерации, так как факты массовых закупок для Северной Осетии бронетехники и не скрывалось. Даже колхозы покупали танки и БТРы к моменту крупномасштабной операции. Первых насчитывалось около 70, вторых — более 120, практически все машины были соответствующе экипированы. Во Владикавказе брали на учет всех проживающих, а не только прописанных ингушей. Все это не могло пройти незамеченным!»[2]

В республику были переброшены воинские контингенты, насчитывающие около 12,5 тыс. военнослужащих с тяжелой техникой.

Ингуши не могли понять, почему федеральный центр принял сторону осетин и вместо разъединения противоборствующих сторон использует метод подавления ингушской стороны. Представитель президента РФ в Ингушской Республике И.М. Костоев утверждал, что он предлагал ввести войска в зону конфликта со стороны Беслана, блокировать ее, а затем производить разоружение противоборствующих сторон. Вначале с этим согласились, но потом решили вводить войска со стороны Владикавказа и вытеснять ингушей, а это привело к массовым жертвам.[3]

Оценивая позицию представителей федерального руководства во время так называемого межнационального конфликта, бывший глава Госкомитета Российской Федерации по делам национальностей Валентин Тишков позже признал: «Это была подлинная индульгенция на проведение «этнической чистки» против таких же граждан, но другой (ингушской) национальности».[4]

Еще 19 апреля 1991 г. были спровоцированы осетино-ингушские столкновения в с. Гадаборшево (Куртат), что стало поводом для введения чрезвычайного положения в Пригородном районе.

31 октября – 5 ноября 1992 г. фашиствующее руководство Северной Осетии, во главе с А. Галазовым, совместно с некоторыми руководителями РФ, устроили геноцид и провели этническую чистку ингушского населения Пригородного района и г. Владикавказа.

Массовые боевые действия начались в ночь на 31 октября 1992 г., когда были обстреляны ингушские кварталы сел. Камбилеевка и Шолхи (Октябрьское) Пригородного района.[5] Первые беженцы ингуши из этих сел появились в Назрани к шести часам утра.

В ответ на обстрелы и начавшиеся в Пригородном районе и г. Владикавказе расправы над ингушским населением и захват заложников, жители ингушских сел попытались предпринять защитные меры, защитить свои населенные пункты. Утром 31 октября ингушские стихийные отряды самообороны заняли КПП-25 в с. Базоркино (Чермен). После этого осетинская сторона заявила, что ингуши совершили агрессию против Северной Осетии.

Уже 1 ноября в зону конфликта были переброшены дополнительные части и подразделения Российской армии, а также внутренних войск МВД РФ. 2 ноября Указом Президента РФ на территориях Северной Осетии и Ингушетии было введено чрезвычайное положение и образована Временная администрация. Тем не менее, на территории Северной Осетии полномочия этой администрации фактически не действовали.

«С ведома и при попустительстве находившихся во Владикавказе с 31 октября вице-премьера Правительства РФ Г. Хижи, министра МЧС РФ С. Шойгу, его заместителя Г. Филатова, части и подразделения Российской армии, а также внутренние войска МВД РФ сразу были использованы для выдавливания ингушей из Пригородного района и г. Владикавказа, под надежным прикрытием которого МВД и МБ СОССР, незаконные бандитские формирования осетин, получившие названия «республиканская гвардия» и «народное ополчение», а также отряды южноосетинских боевиков, прибывших из сопредельного государства, творивших особые жестокости и зверства, могли безнаказанно расправляться над уцелевшими и оставшимися в своих домах ингушскими жителями после прохождения введенных в зону ЧП российских вооруженных сил»[6].

В ходе событий ноября 1992 г. особой ожесточенностью и упорством отличались бои за поселок Карца, население которого было практически полностью ингушским и операции, в отношении которого с осетинской стороны, по мнению федеральных военных, характеризовались особой активностью, бескомпромиссностью и жестокостью. Предложения ингушской стороны, в том числе жителей поселка Карца, направленные в адрес правительства республики о прекращении огня и урегулировании конфликта на основании законов РФ, осетинской стороной во внимание не принимались, население подвергалось уничтожению, поселок – разрушению.

Передача оружия и боевой техники осетинской стороне производилась и после начала вооруженного конфликта. Так, по указанию Г. Хижи в ночь на 1 ноября 1992 г. со склада 19-й мотострелковой дивизии осетинской стороне были выданы 583 автомата, 30 РПК, 30 РПГ и по 2 боекомплекта. В ночь на 2 ноября по указанию все того же Г. Хижи от 31 октября 1992 г., МВД СО ССР были переданы 15 боевых машин пехоты БМП-2 со штатным вооружением и боекомплекты. Хотя оформление документов на получение БМП шло через МВД СОССР, все машины были сразу же переданы народному ополчению СОССР.

1 ноября 1992 г. С. Шойгу подписал на имя командира 42-го армейского корпуса распоряжение выделить бронетехнику в количестве 50 (по другим данным – 57) танков Т-72 «для обеспечения выполнения задач по наведению общественного порядка, стабилизации политической обстановки и охраны важных объектов во взаимодействии с МВД РФ в населенных пунктах Куртат, Октябрьское, Дачное, Карца».

Еще 31 октября 1992 г. командующий внутренними войсками МВД В. Саввин распорядился передать в МВД СОССР ранее закупленные правительством республики 24 бронетранспортера, часть которых была передана также в народное ополчение СОССР.[7]

В звучавших из уст Г. Хижи, Г. Филатова и других должностных лиц публичных выступлениях на ТВ СОССР, ингушская сторона обвинялась во всех грехах и на нее возлагалась вся вина за начало и эскалацию вооруженного противостояния, хотя его спровоцировали как раз нападения на ингушские населенные пункты в ночь на 31 октября. Ни один из представителей федерального центра в дни вооруженных столкновений не посетил Ингушетию, избрав местом своего пребывания Владикавказ. Все эти факты говорят о том, что руководившие на месте урегулированием конфликта высокие должностные лица федерального уровня не только не смогли справиться с задачей обеспечения правопорядка и безопасности для всех граждан России в регионе вне зависимости от их национальности, но и фактически своими действиями потворствовали совершению беззакония.

Массовый захват в заложники лиц ингушской национальности стал еще одной трагической приметой событий октября-ноября 1992 г. По выводам Генеральной прокуратуры РФ, в период с 31 октября по 6 ноября 1992 г. в г. Владикавказе в 28 местах содержались в общей сложности 1200 заложников. Пытки, различного рода издевательства и жестокие убийства детей, женщин и стариков в этих импровизированных концлагерях были обычным явлением. Надо отметить, что приводятся данные только по Владикавказу, тогда как в самом Пригородном районе люди содержались в разных местах (как в с. Ахки-Юрт (Сунжа), так и в других пунктах) не меньшее количество заложников из числа ингушей.

Во второй половине 30 октября, российские войска начали вытеснение прибывших на помощь ингушей обратно в сторону Ингушетии. Таким образом, все села, населенные ингушами и находящиеся глубже в территории Осетии, оказались отрезанными от ингушей пришедших на помощь. Именно в этих селах зверствовали и мародерствовали ополченцы, преимущественно из Южной Осетии, прибывшие в Северную Осетию к полудню 30 октября. К вечеру 1 ноября, российские войска вышли на административную границу Осетии и Ингушетии, оставляя за спиной в капкане беззащитное мирное население. Вплоть до 3 ноября, осетинскими мародерами осуществлялся захват заложников и имущества, убийство мирных жителей.

По завершении активной фазы т.н. конфликта Ингушетия приняла свыше 70 тыс. депортированных из Пригородного района и Владикавказа соотечественников. [8]

В связи с событиями осени 1992 года, граждане РФ ингушской национальности были изгнаны со своей Родины. Эта была этническая чистка, агрессия против ингушского населения города Владикавказ и Пригородного района, получившая название «Осетино-ингушский конфликт».

В результате в Ингушетии оказалось более семидесяти тысячи человек – беженцев. По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 608 человек (490 ингушей и 118 осетин). Среди погибших 41 женщина (33 ингушки, 5 осетинок), дети до 15 лет – двенадцать (все с ингушской стороны), люди старше 60 лет – 49 человек (42 ингуша, 7 осетин)[9], 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин)[10] Были уничтожены 13 из 15 сёл Пригородного района, в которых компактно проживали ингуши. Было утрачено до 90 % культурно-исторических ценностей ингушского народа[11]. По данным Министерства по делам национальностей России материальный ущерб в зоне конфликта составил около 20 млн. долларов[12]. Политолог С. М. Маркедонов сообщает, что общий материальный ущерб был оценён в 12 млрд. руб. (в ценах 1992 г.)[13]. Разграблено и разрушено до основания около 3200 домовладений, принадлежавших ингушам. До сих пор числятся в списках заложников 186 человек ингушской национальности.

Для объективности оценки произошедшей трагедии обратимся к заключению независимых военных экспертов общественных организаций о подготовке и ходе осетино-ингушского конфликта на территории Российской Федерации, в котором отмечается: «На территории Ингушской Республики не были созданы высшие органы государственной власти, поэтому говорить о планомерной, продуманной основательно военной подготовке ингушей к конфликту не приходится. Люди вооружались стихийно, кто чем мог»[14].

Федеральный центр потакает шовинистам из Осетии, по сути, дав им разрешение на ущемление всех прав ингушей, гарантированных Конституцией РФ – право на жизнь, на выбор места жительства, свободного передвижения, защиту от преступников, посягающих на жизнь и имущество и т.д.

Также ингуши видят слабость всех ветвей власти Республики Ингушетии, которые в течение многих лет, прошедших с 1992 г., не в силах защитить их интересы.

С.Н. Кодзоев



[1] История Ингушетии. (Отв. ред. Н.Д. Кодзоев). 4-е изд. Ростов-на-Дону, 2013. С. 575.


[2] Белозерцев C.B. Народный депутат СССР // Газ. «Даймохк», январь 1993, № 31-32.


[3] КиберЛенинка: https: //cyberleninka.ru/article/n/osetino-ingushskiy-konflikt-prichiny-i-posledstviya-tragedii-oseni-1992-goda


[4] Там же.


[5] События октября-ноября 1992 года в интерпретации Генеральной Прокуратуры РФ. Назрань, 2006. С. 18.


[6] История Ингушетии. (Отв. ред. Н.Д. Кодзоев). 4-е изд. Ростов-на-Дону, 2013. С. 575.


[7] События октября-ноября 1992 года в интерпретации Генеральной Прокуратуры РФ. Назрань, 2006. С. 59.


[8] О ходе исполнения «Закона РСФСР о реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. Материалы парламентских слушаний. М., 1995. С. 83.


[9] Дементьева Ирина. Война и мир Пригородного района // Газета «Известия», № 14-18, 1994 г.


[10] Генеральная прокуратура РФ. Постановление о прекращении уголовного дела по событиям октября-ноября 1992 года.


[11] Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М., 2006. С. 313.


[12] Полян П.М. Не по своей воле... История и география принудительных миграций в СССР. М.: Мемориал, 2001. С. 186.


[13] Маркедонов С. Осетино-ингушский конфликт: история и современность // "Политком.RU" (30.10.2007).


[14] Я свидетельствую... Хроника кровавой осени 1992 года в Пригородном районе. С. 107.




30.10.2017

Возврат к списку