Verification: f95181a8289964210da451df74152a6a Официальный сайт "Мемориальный комплекс жертвам репрессий”

Официальный сайт "Мемориальный комплекс жертвам репрессий”

8 (8732) 26-88-00 mkgr@mail.ru
img
ГлавнаяНовостиНовости компании

Новости

«Я – Очевидец». Воспоминания Гапархоева Салангирея Сулеймановича

   Из свидетельства Гапархоева Салангирея Сулеймановича, 1936 г.р., выселенного из с. Галашки. Из тринадцати членов семьи в депортации погибло семеро: «...Отца, якобы в сельсовет, увели солдаты. А нас, детей, бабушку, дедушку и мать, как арестованных, под дулами автоматов заставили спешно собираться в дорогу. Собрали котомку ручной клади, мешок кукурузы и кое-какое съестное. Отношение было к нам, детям, как к врагам, враждебное. В вагоне было тяжело, везли, как пленников, которых в любой момент могли избить или пристрелить. Так и было: неоднократно солдаты с автоматами врывались в вагон и избивали кого-нибудь из ингушей... Мне запомнилась эта дорога от начала до конца, даже то, как варварски машинисты вели поезд: так сильно трясся и дёргался паровоз, что дети и взрослые падали с нар.
   ...В лютый мороз и буран нас высадили из вагона и погрузили в сани, повезли в незнакомое село. В одни сани поместились только дети, а взрослые бежали рядом с ними все 18 км (!- М.Я.). Привезли нас в школу, туда привезли и других ингушей. Одна женщина так замерзла, что была вся черная, её растирали снегом, она вскоре умерла... Многие из этого эшелона были легко одеты и заболели сыпным и брюшным тифом, туберкулезом. Мы ели гнилую картошку, лебеду. Умирали целыми семьями, особенно неграмотные, не знавшие ни слова по-русски. Весной собирали колоски прошлогоднего урожая, а более сильные духом крали овец с ферм, чтобы накормить своих беспомощных земляков. Тех, кого поймали, судили и давали по 8 лет заключения.
  До 1953 года к нам относились, как к врагам, мы должны были два раза в месяц отмечаться,' как преступники, в спецкомендатурах. За выезд из села, более чем за 5 километров, давали срок в 25 лет - М.Я.). Это был указ Молотова и Шверника. Местные жители относились к нам снисходительно - дружелюбно. В этих местах жили такие же высланные - немцы, балкарцы, калмыки. Через пять месяцев нас и многих других из Кокчетавской области переселили в Караганду на рудник. В том селе, куда нас поселили, за 5 месяцев в 10 семьях умерло 12 человек... Из Караганды мы переехали в Акмолинск по спецназначению. Там вся наша семья, кроме матери, переболела тифом. Умерли дедушка, бабушка, мать от туберкулеза, два брата. Еще три брата до трехмесячного возраста тоже умерли...».


16.10.2020

Возврат к списку