Verification: f95181a8289964210da451df74152a6a Официальный сайт "Мемориальный комплекс жертвам репрессий”

Официальный сайт "Мемориальный комплекс жертвам репрессий”

8 (8732) 26-88-00 mkgr@mail.ru
img
ГлавнаяНовостиНовости компании

Новости

Референдум 1991 года: быть в составе России!

Национальные движения ингушского народа, и Народный Совет Ингушетии в первую очередь, во второй половине 1991 года увидели возможность конкретной реализации озвученной на II съезде ингушского народа 9-10 сентября 1989 г. идеи образовать (восстановить) ингушскую автономию.

23-24 марта 1991 г. Председатель Верховного Совета Российской Федерации

Б. Н. Ельцин совершил поездку в Северную Осетию и Чечено-Ингушетию. 24 марта он выступил на многотысячном митинге в г. Назрани с обещанием решить проблему территориальной реабилитации ингушского народа, хотя в целом на митингах в с. Сунжа Пригородного района и г. Владикавказа Северной Осетии (23 марта) и 24 марта в Назрани и дал взаимоисключающие обещания.

В г. Грозном Б.Н. Ельцин встречался с представителями казачества Чечено-Ингушетии, активистами ингушского движения в лице Народного Совета Ингушетии. Как пишет председатель НС РИ Сейнароев Б. «после встречи с Президентом России

Б. Н. Ельциным у нас появилась уверенность, что по окончании работы комиссии в этом году состоится торжественный акт возврата отторгнутых земель» (Сейнароев Б. На трудном пути становления создания Ингушской Республики. Москва, 2012, с. 85)

Кроме того, ингуши ждали от Б. Ельцина ответного шага — благодарности, так как, по их мнению, голоса чеченских и ингушских депутатов и их активная агитация среди депутатов Верховного Совета России от других регионов обеспечили ему победу на выборах председателем Верховного Совета РСФСР 29 мая 1990 г. Через год с небольшим, 12 июня 1991 г. на всенародных и прямых выборах он стал первым Президентом Российской Федерации, во время которых Чечено-Ингушетия дала за него более 80% голосов, когда в общем по стране он набрал только 57%. Новый высший статус и полномочия лидера России позволяли теперь

Б. Ельцину принять судьбоносное для ингушей решение.

1 ноября 1991 г. избранный накануне – 27 октября – президентом Чеченской Республики Дж. Дудаев издал Указ «Об объявлении суверенитета Чеченской Республики» с 1 ноября 1991 года, т. е. о выходе из состава Российской Федерации.

По мнению лидеров ингушского движения, руководство России предложило ингушскому народу определиться: он остается в составе России или пойдет по «чеченскому пути»?

И тогда было решено провести референдум о желании остаться в составе России, как это сделали ингуши за 220 лет до этого, в 1770 году.

Дата проведения референдума была определена Постановлением Народного Совета Ингушетии 15 октября 1991 года. Совет, принимая отмеченное Постановление, опирался на решения 3-го съезда ингушского народа, который состоялся 6-7 октября 1991 г.

В этот же день была образована Центральная избирательная комиссия из 15 человек во главе с Я. Куштовым и его заместителем К. Кокурхаевым. Было образовано 5 избирательных округов.

17 ноября 1991 г. на многотысячном митинге в г. Назрани народный депутат России Б. Богатырев и народный депутат СССР

М. Дарсигов рассказали о своей встрече с Президентом России Б.Н. Ельциным, который «обещал решить ингушскую проблему в случае подтверждения общенациональным референдумом желания народа остаться в составе России».

Судя по воспоминаниям заместителя председателя Народного Совета Ингушетии, депутата Верховного Совета России Бембулата Богатырева на встрече с ним и народным депутатом СССР Муссой Дарсиговым Б. Ельцин спросил их: «Какую форму государственности ингуши предпочитают- автономный округ, автономную область или автономную республику?» И если сразу же республику, «сможете ли вы ею управлять?» И заключил: «Единственный документ, который сможет меня убедить в том, что ингуши хотят иметь свою республику и остаться в составе России — это результаты общенационального референдума». И как утверждает Б. Богатырев, вопрос о референдуме «в беседе с Ельциным мы с Дарсиговым не поднимали, полагая, что юридической основой для образования Ингушской Республики могут служить решения второго общенационального Съезда и райсоветов». (Богатырев Б. Россия и ингушский вопрос. М., 2011, с. 173)

Резолюция 3-го Общенационального съезда ингушского народа считает «нецелесообразным объявление ингушской государственности до полного возврата под юрисдикцию Чечено-Ингушетии всех аннексированных в период сталинщины ингушских территорий. Провозглашение Ингушской республики считать возможным только по результатам референдума среди ингушского населения, проживающего на территории ЧИР, Северной Осетии, Казахстана и Кыргызстана. Объявление 20.06.91г. ингушской государственности в г. Назрани рассматривать лишь как декларацию намерений».

20 ноября в ст. Орджоникидзевская состоялся митинг ингушского народа по вопросу об образовании ингушской государственности в составе РСФСР. В принятой резолюции митинга подтвердили необходимость провести 30 ноября 1991 г. соответствующий референдум.

В резолюции митинга сказано: «Общенациональный митинг, с участием всех народов проживающих в Ингушетии постановляет:

1. В соответствии с Законом РСФСР о Референдуме и резолюцией третьего съезда ингушского народа на территории Сунженского, Назрановского, Малгобекского, Пригородного районов провести 30 ноября 1991 года референдум об образовании Ингушской государственности в составе РСФСР.

2. Итоги референдума представить Президенту и Верховному Совету РСФСР, для безотлагательного принятия решения

об образовании Ингушской Республики в составе РСФСР в ее исторических границах со столицей в г. Владикавказе (Орджоникидзе).

3. Поручить Народному Совету Ингушетии возглавить работу по проведению референдума».

20, 23 и 24 ноября 1991 г. по инициативе Народного Совета Ингушетии на сессиях соответственно Сунженского, Малгобекского и Назрановского районных советов принято решение о проведении 30 ноября

1991 г. референдума ингушского народа об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации с центром в

г. Владикавказе.

Решение подтверждено общенациональным митингом в г. Назрани 22 ноября 1991 г.

Были определены три цели референдума: выявить волеизъявление ингушского народа; быть Ингушетии в составе РСФСР или нет; определить форму государственности народа. (Из справки: «К отчету о референдуме Ингушетии, проведенном 30 ноября 1991 г.» председателя центральной комиссии референдума Я. Куштова. – Копия из архива автора).

Лидеры и сторонники партии «Нийсхо» выступили против проведения референдума, не видя в этом необходимости. Они же предложили провести выборы в Парламент Ингушетии 5 января 1992 г. Народный Совет считал «правомерным проведение выборов в парламент Ингушской Республики после референдума и после ответа Президента России Б.Н. Ельцина» (Заявление Народного Совета Ингушетии» от 25 ноября 1991 г. Газета «Народное слово», №12, декабрь 1991 г.)

Парламент Чеченской Республики 27 ноября 1991 г. принял Постановление №41 о признании не имеющими юридической силы результатов назначенного на 30 ноября ингушского народа.

Мэр г. Грозного Б. Гантамиров запретил проведение референдума на территории города. (См. Газета «Народное слово», №12, декабрь 1991 г.)

Президиум Верховного Совета Северо-Осетинской ССР принял Постановление «О референдуме ингушского народа» и назвал его «грубым вмешательством во внутренние дела суверенной Северо-Осетинской ССР». «Считать проведение референдума ингушского народа с вопросом «Хотят ли ингуши образовать свою автономную республику в составе РСФСР с возвратом всех отторгнутых земель и со столицей в правобережной части города Владикавказа» противозаконным и не имеющим юридической силы»,- постановил президиум парламента Северной Осетии. (Газета «Северная Осетия», 3 декабря 1991 г.)

Вопрос референдума был один: «Вы за создание Ингушской Республики в составе Российской Федерации с возвратом незаконно отторгнутых земель и со столицей в

г. Владикавказе?» Было два варианта ответа: «Да» или «Нет». И пояснение внизу Анкеты: «Ненужное зачеркнуть».

150 тысяч бланков Анкеты были отпечатаны в типографии объединения «Книга» в Грозном. Избирателям было роздано 96873 бюллетеня для голосования.

По подсчетам Народного Совета, «Общее число граждан, имеющих право голосования, составило 131834 чел., в том числе: по г. Грозный — 12 462 чел., по Северной Осетии — 18 621 чел., по Казахстану — 4 211 чел.»

И 30 ноября 1991 г. среди ингушского населения Чечено-Ингушетии, Пригородного района и г. Владикавказа Северной Осетии был проведен общенародный референдум об образовании Ингушской Республики в составе РСФСР. По сообщениям Народного Совета Ингушетии «73,7% от числа имеющих право голоса, и 92,5% из них ответили «Да» на поставленный вопрос». (См. Газета «Народное слово», №12, декабрь 1991 г.)

«Ингушский народ свою часть пути прошел. Теперь слово за Президентом России Б.Н. Ельциным. Каким оно будет?», — риторически спрашивал Народный Совет. (См. Там же)

Председатель Народного Совета Ингушетии Б. Сейнароев 5 декабря 1991 г. отправил Президенту РСФСР Б. Ельцину письмо, в котором писал, что «в целях реализации Закона РСФСР о реабилитации репрессированных народов и в соответствии с Вашими рекомендациями в Ингушетии 30.11.91 проведен референдум для выявления воли ингушского народа по вопросу устройства его государственности. … результаты референдума обнадеживают ингушский народ, что наконец будет выполнен Закон РСФСР о реабилитации репрессированных народов, т.е. прежде всего возвращены территории Ингушетии, восстановлена государственность со столицей в правобережной части г. Владикавказа. Откладывать решение считаем невозможным, обещаний и комиссий было много. Сейчас надо решать, если мы хотим сохранить веру народа в Россию».

К письму были приложены материалы по референдуму на 8 листах.

5 февраля 1992 г. Президент России

Б. Ельцин обратился к Верховному Совету РФ с законодательной инициативой об образовании Ингушской Республики в составе РФ.

4 июня 1992 г. законом Российской Федерации была образована Ингушская Республика, но без учета итогов референдума 30 ноября 1991 г.

Якуб Патиев 

Газета «Сердало» № 147-148

30.11.2017

Возврат к списку