Verification: f95181a8289964210da451df74152a6a Официальный сайт "Мемориальный комплекс жертвам репрессий”

Официальный сайт "Мемориальный комплекс жертвам репрессий”

8 (8732) 26-88-00 mkgr@mail.ru
img
ГлавнаяДеятельность музеяНаучная деятельностьБарта Босе – утерянная память.

Барта Босе – утерянная память.

Барта Босе – утерянная память.

               

70 лет прошло с момента страшной трагедии в истории ингушей. Но и до сих пор мы не осознаем масштабы тех потерь, которые мы понесли, в результате 13-летней ссылки. До сих пор нет точных цифр погибших во время депортации, а сколько судеб было разрушено, сколько детей не родилось. Сколько географических названий исчезло с лица земли. Одним из таких мест, потерю которого мы не ощутили в полной мере на фоне всеобщей трагедии , является   Барта Босе - склон согласия. Место священное для ингушей испокон веков. Именно здесь принимались судьбоносные решения для всего ингушского народа, здесь происходили важнейшие события, в том числе и акт принятия присяги на верность подданства Российской империи в 1770 г. В 1944 г. Барта Босе (официальное название с. Бардабос) было небольшим селением, вблизи с . Ангушт Пригородного р-на ЧИАССР (ныне с. Тарское Пригородного р-на РСО-А). Здесь проживало 27 семей. Почти из каждого дома мужчины воевали на фронтах ВОВ, верные присяге предков данной почти двести лет назад. Здесь же жила большая и дружная семья Гапархоевых. Нас было 12 человек, вспоминает Тумгоева (Гапархоева) Патимат Ибрагимовна, 6 сестер, 4 брата и родители. Самой Патимат на момент выселения было всего 9 лет, но она помнит, тот страх и ужас перед неизвестностью, который охватил всех ингушей, когда за ними пришли солдаты и велели собирать вещи.   Взяли с собой немногое, потому что село находилось в труднодоступном месте, грузовики не могли туда подъехать, и все приходилось тащить на себе. Первым испытанием стала долгая дорога в Казахстан. Несмотря на то, что вагон был переполнен людьми, холод пронизывал до костей. Из щелей в вагоне к утру наметались небольшие сугробы. Матери согревали детей теплом своего тела. На весь вагон было две небольшие нары. На них размещались больные и старики. Большинство молодых мужчин вообще и не садились всю дорогу. Молодые девушки отказывались от еды, потому что не было условий для того чтобы справлять нужду. В дороге умирали и рождались на свет. В семье Гапархоевых родился еще один мальчик, но событие, которое должно было стать счастливым, стало прелюдией страшного горя.

На 17 сутки состав, в котором ехали Гапархоевы остановился на станции Щучинская. Злой рок забросил их в один из самых суровых краев необъятного Казахстана. К 1946 г. из всей семьи в живых осталось только три девочки, Патимат и две ее сестры.

Пригородный р-он с. Бартабос (Барта Босе), ЧИАССР. В нашем селе жило 27 семей, в основном все жители уже переселились на равнину к тому времени. Мне было 9 лет. В семье 12 человек, Отец, мать, мачеха, в дороге родился один мальчик. Матеря прижимали детей к голому телу, чтобы хотя бы немного согреть. В дороге были 17 суток. Трудно описать словами, все, что мы пережили в дороге. На 17 сутки, нас высадили в курорте Боровом, Щучинской станции р-он. Встречало местное население на подводах, запряженных конями, быками. Семья Патимат попала по распределению в с. Николаевка, в котором большинство населения были такие же ссыльные: русские, поляки, немцы. Одна из таких семей и приняла их к себе на постой до весны. Весной люди начали рыть для себя землянки, выходили на работу в колхозы, те кто привез с собой швейные машинки шили одежду, тапочки и меняли их на еду. Но несмотря на все усилия, положение спецпереселенцев было очень тяжелым, голод и болезни косили людей. В 1946 году из все большой семьи Патимат в живых остались только три девочки. Их забрал дядя в Кокчетавскую обл. С 12 лет Патимат работала в швейном цеху, чтобы помочь своим родным. Она так и не пошла с школу, пожертвовав возможностью учиться ради младших сестер.     Много горя видела Патимат, много страшных картин хранит ее память. Но, несмотря на все это она сохранила доброту и веру в человечность, с благодарностью вспоминает тех людей, которые несмотря на то, что сами умирали с голоду делились друг с другом последним. Только благодаря мудрости мужеству, щедрости наших стариков и мужчин ингуши смогли сохранить себя как нацию- говорит Патимат. В 1957 году Патимат вернулась на Родину уже с новой семьей, как и большинство ингушей. Она вырастила 8 детей, сегодня в ее семье 15 внуков и 8 правнуков. Но и после 70 лет она тоскует по своему родному селу, в котором их семья была так счастлива. Но селение Барта Босе так и не было восстановлено, а вместе с ним ингуши безвозвратно потеряли и частичку нашего прошлого.

 

 

 

Саутиева З.М.

21.08.2018

Возврат к списку